Фэндом

Tarna Ilu Wiki

Гномы (Средиземье)

552статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
У термина «Гном» существуют и другие значения, см. «Гном (значения)».

Гномы (англ. Dwarves) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкина — один из Свободных Народов Средиземья, созданный валаром Аулэ, прирождённые рудокопы и рудознатцы, искусные камнерезы, ювелиры и кузнецы. Были немногочисленны и медленно размножались; говорили, что, умирая, они превращаются в камень.

История происхождения гномов Править

Согласно «Сильмариллиону», Аулэ не терпелось увидеть приход в Арду Детей Илуватара (эльфов и людей), поэтому из камня он создал собственных существ, которые, однако, не могли иметь свободной воли и разума. Именно на это обстоятельство ему указал сам Эру Илуватар, обратившись к Аулэ с вразумлением. Раскаявшись в содеянном, Аулэ принял решение уничтожить свои создания, но они внезапно запросили пощады — Эру сжалился над Аулэ и вдохнул в гномов жизнь. Тем не менее, они должны были уснуть и пробудиться только после того, как в Арде появятся Перворождённые — эльфы. Аулэ уложил спать семь Праотцов гномов в разных пещерах. От них пошли семь родов гномов, однако в произведениях Дж. Р. Р. Толкина фигурирует только один — род Дьюрина, который проснулся в Казад-Думе.

Аулэ стремился создать существ, способных противостоять Морготу, поэтому гномы коренасты и широкоплечи (рост — 4,5-5 футов, то есть 1,4-1,5 м), отличаются очень большой силой и высокой выносливостью. Гномы никогда не состояли на службе Моргота, однако часто враждовали с людьми (чаще всего по причине алчности людей, зарившихся на богатства гномов) и особенно с эльфами: именно гномы убили Элу Тингола; один из гномов предал Турина Турамбара. В то же время в произведениях Дж. Р. Р. Толкина упоминается несколько примеров дружбы и сотрудничества между гномами и эльфами: в Первую Эпоху гномы Белегоста и Ногрода вели активную торговлю с нолдорами и обменивались с ними знаниями, ещё более тесным было сотрудничество между гномами Казад-Дума и эльфами Эрегиона во Вторую Эпоху. Во «Властелине колец» описана дружба эльфа Леголаса и гнома Гимли.

Королевства гномов Править

В Предначальную Эпоху, кроме главного гномьего королевства Казад-Дум, существовали ещё города-государства в Эред-Луин — Ногрод и Белегост; позднее гномы селились под Эребором и Железными Холмами. Правителем Эребора во время событий, описываемых во «Властелине Колец», являлся Даин II Железностоп.

Также известно великое царство гномов, расположенное в Мории. Но после того, как гномы в поисках мифрила в недрах земли разбудили багровое зло (Балрога), это царство было покинуто. Были попытки возродить Морию Балином (одним из спутников Бильбо Бэггинса), однако его экспедиция была перебита армией орков и гоблинов в огромных залах подземного дворца. Сам Балин был убит и похоронен в Летописном Чертоге Мории.

Согласно легенде о происхождении гномов, первый гном появился из камня. Также среди народов Средиземья существовало поверье (из-за малой информации об этом племени), что женщин-гномов не существует, однако это не так — жёны гномов мало чем отличаются от молодых гномов, из-за чего их легко спутать с мужчинами своего племени. Однако численность женщин-гномов относительно невелика (в Приложениях к «Властелину Колец» указано, что их не больше трети от общего количества гномов).

Разговаривали гномы на своем языке — кхуздуле, созданном для них Аулэ, однако с успехом использовали и даже усовершенствовали руническое письмо Даэрона.

Имена гномов у Толкина Править

Многие имена гномов Толкин прямо позаимствовал из скандинавской мифологии. В этом легко убедиться прочитав следующие фрагменты из Старшей Эдды. Интересно, что имя «Гэндальф» (Gandalf, Гандальв) в этом эпосе тоже принадлежит гному. Каждый гном носил два имени — собственно гномье (сакральное) и для употребления при контактах с иными расами (к примеру, людьми и эльфами), как правило — человеческого происхождения.

Имена гномов в произведениях Толкина: Азагхал, Балин, Бифур, Бодруит, Бомбур, Борин, Бофур, Гамил Зирак, Гимли, Глоин, Гроин, Грор, Даин, Дарин (Дурин, Дьюрин), Двалин, Дис (единственная упомянутая по имени женщина-гном), Дори, Ибун, Кили, Кхим, Лони, Мим, Наин, Нали, Нар, Нарви, Наугладур, Нори, Оин, Ори, Телхар, Торин, Траин, Трор, Фанглуин, Фарин, Фили, Флои, Фраар, Фрерин, Фрор, Фундин.

См. также Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики