ФЭНДОМ

Малые Гномы (Petty-dwarves)

Малые гномы, ноэгют нибин (синд.) (варианты - нибин-ногрим, нибин-ноэг, невег, невеглин, нивенног, науг-небен, небен-науг, небинног, нибинногрим, ногнит, нибинноги); синдар прозвали их “ноготег”, “гномишка”, или “ногот нибен”, “Малый гном”; что нолдор перевели на квенья как “аттальяр” (“двуногие”) и “пикинаукор” или “питьянаукор” (“Малые гномы”).

Народ или племя гномов, происшедший от тех, кто в стародавние времена был изгнан из великих гномьих городов на востоке (в силу уродства, малого роста, лени и непокорства), и задолго до возвращения Моргота пришедший на запад, в Белерианд, и обосновавшийся там раньше эльфов. С течением лет эти гномы уменьшились в росте, забыли многие секреты кузнечного дела, вели скрытный образ жизни, передвигались крадучись и сутулясь. До того, как из-за гор на Запад пришли гномы Ногрода и Белегоста, эльфы Белерианда не знали, что это за существа, устраивали на них облавы и убивали их, но позже оставили их в покое. Ноэгют нибин любили только самих себя, боялись и ненавидели равно орков и эльдар, а больше всего - эльфов-нолдор, которые “отняли у них земли и дома”. В тексте “Квенди и эльдар” подробнее уточняется, что пришедшие эльдар не признали в Малых гномах Воплощенных существ и сочли их хитрыми двуногими зверушками, живущими в пещерах (левайн тад-дайл или просто тад-дайл), поскольку те нападали на них под покровом ночи и в глуши, почти не показываясь при свете. Но после того, как эльдар познакомились с наугрим, они признали тад-дайл за особую разновидность гномов и оставили их в покое. Когда между гномами и синдар заключались договоры, на причиненное Малым гномам зло предпочли закрыть глаза обе стороны на основании того, что Малые гномы не заявили о себе пришедшим эльдар и не объявили земли и дома своей собственностью, но нежданно атаковали вновь пришедших в темноте и из засады. Однако неприязнь Малых гномов к эльфам осталась и проявлялась впоследствии (как в истории Мима).

Большие гномы (наугрим) презирали Малых гномов как потомков изгнанников из восточных гномьих сообществ, при том, что за родню всё же признавали и обиды Малых гномов считали своими. В “Шибболет” упоминается, что именно Большие гномы выдворили Малых гномов из подземных пещер Нарготронда, расширяя и перестраивая их для эльдар Фелагунда. О вересковых нагорьях между долинами Сириона и Нарога, к северо-востоку от Нарготронда, не раз упоминается как о Нагорьях Нибин-ноэг ( в “Later QS” на карте указано – Нагорья невеглу). Еще до прихода нолдор из-за моря Малые гномы отстроили чертоги Нарготронда (Нулуккхиздина (вариант – Нулукхизидуна) на их языке), поэтому Мим после ухода дракона Глаурунга объявляет опустевший Нарготронд своим как последний представитель своего народа. Однако в “Квенте”, раннем варианте “Сильмариллиона”, оговаривается, что Мим – первый упомянутый в этих преданиях гном, и выдвигается версия о том, что народ гномов расселился к западу от Синих гор только после Битвы Бессчетных Слёз. Со временем этот народ выродился и вымер; к концу пятого столетия Первой эпохи Мим и его сыновья Кхим и Ибун – последние уцелевшие представители народа Малых гномов. Мим - единственный из Малых гномов, сыгравший значимую роль в событиях истории Белерианда. На момент встречи с Турином Мим был стар даже по гномьим меркам и позабыт всеми. В его чертогах кузницы стояли без дела, а память о ноэгют нибин хранили лишь древние сказания Дориата и Нарготронда. Известно, что Малые гномы употребляли в пищу питательные корни, так называемый “земляной хлеб”, поскольку на вкус в вареном виде они именно таковы. Они запасали эти корни впрок и в голодную зиму ценили дороже золота; никому, кроме Малых гномов, эти коренья не были известны; название у них было только на гномьем языке и потому не сохранилось. Своему языку Малые гномы никого не учили.

ИсточникиПравить

  • The Silmarillion» (Сh. 21, «Of Turin Turambar»); Unfinished Tales (Part I, Ch. 2, “Narn i Hin Hurin”); HoME XI «The War of Jewels» (Part II, “The Later Quenta Silmarillion”; Part IV, “Qendi and Eldar”); HoME XII «The Peoples of Middle-Earth» (Part II, Ch. 11, “The Shibboleth of Feanor”).

под ред. С. Лихачевой